Формирование функциональной грамотности

Здоровьесберегающая грамотность

Здоровьесберегающая деятельность учителя Корбкин К.С.

Урок географии Коробкина К.С., учителя географии МБОУ «Восточенская СОШ»

https://yadi.sk/d/xdaTkNxZoCYYdQ

 

«Здоровьесберегающая грамотность»
Коробкин Константин Сергеевич,
учитель географии МБОУ «Восточенская СОШ»

   Здоровьесбережение является составной частью «Функциональной грамотности».
Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования. Вопрос о здоровье учащихся ставит на повестку дня. Мы понимаем, здоровый учитель – здоровый ученик. Сохранение здоровья учащегося- это актуальная проблема современного образовательного учреждения.
Значительная часть времени, проведенная учениками в школе, приходится на урочную деятельность. Мы часто задумываемся над вопросом: что и как нужно сделать, чтобы годы учебы в школе помогали сохранить и укрепить здоровье главных участников образовательного процесса. Учитель, создавая комфортную атмосферу в классе, обеспечивает воспитание, обучение и развитие ребенка.
Очень важно обращать внимание на здоровьесберегающую составляющую урока.
В своем фрагменте урока я хочу показать несколько приемов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
В первую очередь я обращаю внимание на гигиенические условия (чистоту, температуру, свежесть воздуха) для создания комфортных условий детям.
Для снижения утомляемости использую разнообразные виды учебной деятельности.
В своей работе использую не менее 3-х методов обучения: словесный, наглядный, поисковый. В данном фрагменте можно это проследить.
Существуют методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К ним относятся: метод свободного выбора – свободная беседа, выбор действия, свобода творчества, консультации, ученики в роли учителей. Применение данного метода способствует созданию психологического климата на уроке.
Благоприятный психологический климат – один из показателей успешности проведения урока. Заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем имеет место быть в данном фрагменте.
В содержательную часть урока стараюсь включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Заостряю внимание учащихся на положительном эффекте физминуток.
К сожалению, невозможно осветить все составляющие части здоровьесбережения за короткий фрагмент урока. Фрагмент урока был снят в 6 классе на уроке географии, тема урока «Земля и ее внутреннее строение!».

Здоровьесберегающая грамотность Ивченко М.А

Ссылка на выступление Ивченко М.А., учителя физической культуры МБОУ «Тубинская СОШ»
https://yadi.sk/i/jPkB9YeQ9Ymylg

Ссылка на урок Ивченко М.А., учителя физической культуры МБОУ «Тубинская СОШ»
https://yadi.sk/i/1rTKdUgQClDqPA

 


Трек Педагог- оценщик 28.01.2021 г

ШМО нач.классов МБОУ «Саянская СОШ»
https://yadi.sk/i/E74AOQb3c7GR2g

Урок Горошкиной Т.В. учителя географии МБОУ «Саянская СОШ»
https://yadi.sk/d/ng01S2AeLx5pqA

 


Финансовая грамотность 01.03.2021 г

Внеурочное занятие по финансовой грамотности Григорьева Р.А., учитель МБОУ «Восточенская СОШ»
https://yadi.sk/d/lquCZR_rVlz6rA

Выступление по итогам обучения
на треке «Финансовая грамотность»
Григорьева Регина Алексеевна, учитель МБОУ «Восточенская СОШ»
02.03.2021 г.

Финансовая грамотность является составной частью «Функциональной грамотности».
Задачей модуля являлось формирование системного знания в сфере финансовой грамотности, освоение методик и способов формирования финансовой грамотности обучающихся, приобретение личного опыта создания методических и учебных материалов по формированию финансовой грамотности.
Так как финансовая грамотность интегрирована в предметную область широкого спектра учебных дисциплин: общественно-научных, точных, гуманитарных, на данном треке я смогла освоить теоретические и практические знания в вопросах финансовой грамотности, навыки разработки и внедрения методики преподавания финансовой грамотности в рамках учебного предмета.
Материалы Трека снабжены практическими примерами, заданиями, имеющими не только тренировочный характер, но и реалистичное содержание.
Обучение в заочной форме с использованием дистанционных технологий
·      В рамках освоения первого модуля закладывалась основа теоретических и практических знаний по финансовой грамотности. В модуль были включены практические задания, направленные на повышение уровня личной финансовой грамотности, а именно на выявление финансовой информации в текстах; анализ информации в финансовом контексте; оценку финансовых проблем; применение финансовых знаний в повседневной жизни
·      В рамках освоения второго модуля рассматривались и прорабатывались вопросы практического применения методик и способов преподавания финансовой грамотности в образовательных организациях на учебных, неурочных и внеурочных занятиях со школьниками.
·      В рамках освоения третьего модуля, основываясь на полученных знаниях, разрабатывали и защищали авторский курс или методическую разработку по формированию финансовой грамотности обучающихся.
Решая поставленные задачи, учащиеся, развивают финансовое мышление, логику, учатся анализировать, делать выводы о тратах и сбережениях, повышая тем самым уровень своей финансовой культуры. Кроме того, эти задачи направлены на развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение критически мыслить.
Наличие задач с экономическим содержанием на уроках, внеурочных занятиях в школе способствует получению основ финансовой грамотности, вносит практическую направленность. Можно утверждать, что финансовая грамотность дает положительные результаты, так как:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;
  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  • усиливает познавательные мотивы;
  • расширяет личный опыт учеников;
  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
  • повышает качество и прочность знаний;
  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, сделок, работе по дому);
  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися, интересны детям, родителям и педагогам.

По виду учебной деятельности:
Использовался метод системно-деятельностного подхода, где ученик — активный участник учебного процесса.
Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к учебному занятию.
Дети ощущали «лёгкость» при изучении новой темы, узнавали новое, преодолевали трудности, но не замечали их благодаря активной работе, взаимопомощи, наглядности.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке к занятию старалась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.
Занятие строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновать свою точку зрения, т.е. использовала принцип обоснованного ответа.
На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем занятия выполнен.
Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень применения новых терминов, эффективно использовали в устных ответах полученные знания о бюджете.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на занятии благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.
По моему мнению, занятие прошло успешно, реализовались цель и задачи урока. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы.

Просмотреть: Финансовая Грамотность Григорьева Р.А. МБОУ «Восточенская СОШ»


Читательская грамотность 28.01.2021 г

Просмотреть:  Баранулько Г.А.Урок по теме Развитие городов и быт жителей Руси.

Просмотреть:  Баранулько Г.А. Работа с визуальными источниками и сплошными текстами на уроках истории

Просмотреть: Фрагмент урока русского языка в 7 классе

Урок Байдюк А.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «Саянская СОШ»

https://yadi.sk/d/e3pYEGbBCv4Irg

 

Описание ситуаций со ссылками

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  в Краснотуранском районе

Описание результатов деятельности

Муниципальной методической службы  Краснотуранского района   с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений  в части  развития профессиональной компетентности по формированию у обучающихся функциональной грамотности.

 

В соответствии с планом  проведения мероприятий по реализации краевого проекта «Территориальные программы и сетевые кооперации» МО Красноярского края и КК ИПК в ноябре  2016 года    команда Краснотуранского района приняла участие в серии краевых семинаров по разработке  проектов реализации задач развития муниципальных систем образования, проходивших в г. Минусинске.

В рамках семинара  всем территориям юга края  было предложено включиться в межмуниципальные проекты, представленные пилотными территориями. Проект по читательской грамотности был разработан Курагинским районом.  Все южные районы заключили Соглашение о  сотрудничестве  в реализации межмуниципального проекта «Обеспечение доступности  качественного образования через выявление и внедрение эффективных практик по формированию  читательской грамотности в образовательных организациях юга края, находящихся в разных социальных условиях».

На первом этапе    было  выполнено техническое задание. Суть его  в распределении школ по трем группам с учетом % семей, находящихся в СОП,  уровня образования родителей и численности учащихся. Учитывался также кадровый состав  учителей начальной школы.

Проведено  рейтингование внутри групп и выявлены  школы – лидеры. По итогам рейтингования В Краснотуранском районе  были  определены   4 школы для участия в проекте: Николаевская ООШ  и Восточенская СОШ  с численностью 6-13 учащихся;  Краснотуранская НОШ и Лебяженская СОШ  с численностью учащихся 14 и более.

В 2016 году в с. Ермаковское состоялся  1 межмуниципальный педагогический форум  «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)». По итогам форума издан  электронный сборник, в который вошли  4 практики Краснотуранского района.

             В 2017 году  был проведен практико-ориентированный семинар «Способы сформирования читательской грамотности учащихся начальной школы» на базе МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» с участием педагогов МБОУ «Восточенская СОШ»,   было представлено 7 практик.

Во 2 форуме в Курагино «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию « функциональная грамотность»)»  команда Краснотуранского района представила 5 практик.

В 2019 году  в с. Ермаковское состоялся межмуниципальный педагогический семинар «Достижение планируемых результатов при реализации ФГОС средствами Способа диалектического обучения». Было представлено  8 практик.

 

Сводная таблица практик, представленных в рамках межмуниципального проекта:

 

       ОУ 2016

Ермаковское
2017

Краснотуранск
2018

Курагино
2019

Ермаковское
МБОУ Восточенская СОШ»  Кляйн Е.В. Кляйн Е.В.

Яковлева Е.В.

Максимкина ТН
Максимкина Т.Н.
МБОУ «Лебяженская СОШ» Мужайло А.С.
МБОУ «Николаевская ООШ» Ленинг Н.В.
МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» Кривохижа О.И. Кривохижа О.И.

Федотко М.А.

Ермолаева Е.В.

Гончарова Ж.А.
Гончарова Ж.А.
МБОУ «Кортузская СОШ» Трубинская НА.

Порошина Л.А.
Трубинская НА.

Порошина Л.А.
МБОУ «Саянская СОШ» Крючкова З.А. Крючкова З.А.

Мельникова Н.П.

Итпекова Л.В.
МБОУ «Тубинская СОШ» Кремер А.Ф. Кремер А.Ф.
МБОУ «Белоярская ООШ» Райхерт Г.А.

 

  1. В  октябре 2018 года  на совещании  руководителей и заместителей руководителей  знакомились с  материалами Всероссийского семинара-совещания по вопросу формирования функциональной грамотности, который состоялся  в сентябре  2018 г.   «Оценивание результатов реализации ФГОС: содержание, механизмы, инструменты», с презентацией руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галины Сергеевны Ковалевой.
      Обсуждали  понятие  функциональной  грамотности,  её составляющие (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, глобальные компетенции)  и задания, которые используются в международном   исследовании PISA.

Исходя из того,  что в 2021 году  будут проводиться международные исследования качества образования PISA, в которых примут  участие 30% школ Красноярского края в 2019 году отделом образования было рекомендовано  определить единую методическую тему для всех школ «Формирование функциональной грамотности учащихся» и включить  её в цели и содержание деятельности школьных площадок.

В декабре  2019 года  был проведен семинар   для заместителей директоров, на котором  был представлен проект Института стратегии развития образования РАО «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», целью которого является разработка  учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной  грамотности учащихся основной школы.  Были представлены демоверсии заданий для формирования  6 видов функциональной грамотности для 5 и 7 классов, характеристика заданий и система оценивания,  основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы.

В декабре 2019 года  проведен семинар в МБОУ «Восточенская СОШ», где педагогическим коллективом была представлена система работы школы по формированию читательской грамотности. Были представлен опыт по формированию читательской грамотности в начальной и основной школе с демонстрацией фрагментов видеоуроков, мастер-классы по работе с текстом, система  заданий по работе с текстом на   предметах естественно-научного цикла и математики, внеурочное занятие по финансовой грамотности

В октябре 2020 года проведен семинар для заместителей директоров по УВР, где были представлен Региональный комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников и задачи методической службы по реализации комплекса мер».

  1. Школьные методические площадки

С целью  создания условий  для профессионального роста  педагогов, формирования опыта работы и  организации работы по приоритетным направлениям развития образования в текущем 2018/2019 учебном году  школами было заявлено об открытии 18 площадок по  7 направлениям в 2019/2020 учебном году  — , в 2020/2021 учебном году —

Отдел образования видит результаты деятельности площадок  через    количество  сформированных у педагогов практик  и количественные показатели   представления опыта на районной методической конференции в форме  презентации опыта, мастер-класса, статьи, а также   через размещение педагогических, образовательных и управленческих практик в РАОП.

 

  1. Ежегодно в районе проводится методическая конференция. В 2019 и 2020 гг. в  районной методической конференции было выделено направление «Применение современных методов и технологий обучения для формирования функциональной грамотности». В 2020 году была представлена 21 работа, из  числа этих работ 2 практики, размещенные в РАОП  (МГ и ЕНГ) были отнесены к начальному уровню.

 

  1. РАОП Количество практик в 2020 г. по направлениям

В 2020 году в РАОП были представлены 33 практики, на 8 больше чем в прошлом году.   Участие приняли  отдел образования школы, ДДТ,  6 детских садов.

Из 33 практик техническую экспертизу прошли 27 – 82%, в прошлом году – 72%.     Из общего числа было представлено 23 педагогические практики, 6 управленческих, 4 методические.

Детские сад представили  только педагогические практики.

В РАОП вошли 6  педагогических, 3 управленческие,  1 методическая практика- 30%,  в 2019 году – 20%.

По результатам содержательной   экспертизы

установлен начальный уровень      5  практикам:

Отдел образования,  Тубинская СОШ,  Восточенская   СОШ (2: ЕНГ и МГ),  Лебяженская СОШ.

 

Установлен продвинутый уровень  двум практикам: Отдел образования и

Тубинская СОШ

 

Претендуют на высший уровень  3 практики:  Краснотуранская СОШ,

Беллыкская СОШ,  Белоярская ООШ

 

В 2020 году практики были представлены по 12 направлениям из 18.

 

  1. Прохождение курсов повышения квалификации

В условиях реализации новых стандартов  в рамках  национального проекта «Учитель будущего» ставится задача  включения педагогов в процесс непрерывного образования.

В 2018—2020 годах курсы по разным видам грамотности прошли 44

педагога.  Это не очень высокий показатель

 

  1. Обучение на треках в ЦНППМ. Количество по направлениям.

В 2020 году отделом образования заключено Соглашение с  ЦНППМ на обучение  27 педагогов. Также   учитель начальных классов прошел обучение по программе подготовки супервизоров.

 

 

 


Просмотреть: Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Просмотреть: Приложение Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности

Скачать: Модель методического сопровождения Краснотуранский район

Скачать: Ресурсная карта 

Скачать: Программа муниципального этапа педмарафона в Краснотуранском районе

Создание сайтов — www.msonline.ru