Формирование функциональной грамотности

Описание ситуаций со ссылками

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  в Краснотуранском районе

Описание результатов деятельности

Муниципальной методической службы  Краснотуранского района   с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений  в части  развития профессиональной компетентности по формированию у обучающихся функциональной грамотности.

 

В соответствии с планом  проведения мероприятий по реализации краевого проекта «Территориальные программы и сетевые кооперации» МО Красноярского края и КК ИПК в ноябре  2016 года    команда Краснотуранского района приняла участие в серии краевых семинаров по разработке  проектов реализации задач развития муниципальных систем образования, проходивших в г. Минусинске.

В рамках семинара  всем территориям юга края  было предложено включиться в межмуниципальные проекты, представленные пилотными территориями. Проект по читательской грамотности был разработан Курагинским районом.  Все южные районы заключили Соглашение о  сотрудничестве  в реализации межмуниципального проекта «Обеспечение доступности  качественного образования через выявление и внедрение эффективных практик по формированию  читательской грамотности в образовательных организациях юга края, находящихся в разных социальных условиях».

На первом этапе    было  выполнено техническое задание. Суть его  в распределении школ по трем группам с учетом % семей, находящихся в СОП,  уровня образования родителей и численности учащихся. Учитывался также кадровый состав  учителей начальной школы.

Проведено  рейтингование внутри групп и выявлены  школы – лидеры. По итогам рейтингования В Краснотуранском районе  были  определены   4 школы для участия в проекте: Николаевская ООШ  и Восточенская СОШ  с численностью 6-13 учащихся;  Краснотуранская НОШ и Лебяженская СОШ  с численностью учащихся 14 и более.

В 2016 году в с. Ермаковское состоялся  1 межмуниципальный педагогический форум  «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)». По итогам форума издан  электронный сборник, в который вошли  4 практики Краснотуранского района.

             В 2017 году  был проведен практико-ориентированный семинар «Способы сформирования читательской грамотности учащихся начальной школы» на базе МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» с участием педагогов МБОУ «Восточенская СОШ»,   было представлено 7 практик.

Во 2 форуме в Курагино «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию « функциональная грамотность»)»  команда Краснотуранского района представила 5 практик.

В 2019 году  в с. Ермаковское состоялся межмуниципальный педагогический семинар «Достижение планируемых результатов при реализации ФГОС средствами Способа диалектического обучения». Было представлено  8 практик.

 

Сводная таблица практик, представленных в рамках межмуниципального проекта:

 

       ОУ 2016

Ермаковское
2017

Краснотуранск
2018

Курагино
2019

Ермаковское
МБОУ Восточенская СОШ»  Кляйн Е.В. Кляйн Е.В.

Яковлева Е.В.

Максимкина ТН
Максимкина Т.Н.
МБОУ «Лебяженская СОШ» Мужайло А.С.
МБОУ «Николаевская ООШ» Ленинг Н.В.
МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» Кривохижа О.И. Кривохижа О.И.

Федотко М.А.

Ермолаева Е.В.

Гончарова Ж.А.
Гончарова Ж.А.
МБОУ «Кортузская СОШ» Трубинская НА.

Порошина Л.А.
Трубинская НА.

Порошина Л.А.
МБОУ «Саянская СОШ» Крючкова З.А. Крючкова З.А.

Мельникова Н.П.

Итпекова Л.В.
МБОУ «Тубинская СОШ» Кремер А.Ф. Кремер А.Ф.
МБОУ «Белоярская ООШ» Райхерт Г.А.

 

  1. В  октябре 2018 года  на совещании  руководителей и заместителей руководителей  знакомились с  материалами Всероссийского семинара-совещания по вопросу формирования функциональной грамотности, который состоялся  в сентябре  2018 г.   «Оценивание результатов реализации ФГОС: содержание, механизмы, инструменты», с презентацией руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галины Сергеевны Ковалевой.
      Обсуждали  понятие  функциональной  грамотности,  её составляющие (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, глобальные компетенции)  и задания, которые используются в международном   исследовании PISA.

Исходя из того,  что в 2021 году  будут проводиться международные исследования качества образования PISA, в которых примут  участие 30% школ Красноярского края в 2019 году отделом образования было рекомендовано  определить единую методическую тему для всех школ «Формирование функциональной грамотности учащихся» и включить  её в цели и содержание деятельности школьных площадок.

В декабре  2019 года  был проведен семинар   для заместителей директоров, на котором  был представлен проект Института стратегии развития образования РАО «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», целью которого является разработка  учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной  грамотности учащихся основной школы.  Были представлены демоверсии заданий для формирования  6 видов функциональной грамотности для 5 и 7 классов, характеристика заданий и система оценивания,  основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы.

В декабре 2019 года  проведен семинар в МБОУ «Восточенская СОШ», где педагогическим коллективом была представлена система работы школы по формированию читательской грамотности. Были представлен опыт по формированию читательской грамотности в начальной и основной школе с демонстрацией фрагментов видеоуроков, мастер-классы по работе с текстом, система  заданий по работе с текстом на   предметах естественно-научного цикла и математики, внеурочное занятие по финансовой грамотности

В октябре 2020 года проведен семинар для заместителей директоров по УВР, где были представлен Региональный комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников и задачи методической службы по реализации комплекса мер».

  1. Школьные методические площадки

С целью  создания условий  для профессионального роста  педагогов, формирования опыта работы и  организации работы по приоритетным направлениям развития образования в текущем 2018/2019 учебном году  школами было заявлено об открытии 18 площадок по  7 направлениям в 2019/2020 учебном году  — , в 2020/2021 учебном году —

Отдел образования видит результаты деятельности площадок  через    количество  сформированных у педагогов практик  и количественные показатели   представления опыта на районной методической конференции в форме  презентации опыта, мастер-класса, статьи, а также   через размещение педагогических, образовательных и управленческих практик в РАОП.

 

  1. Ежегодно в районе проводится методическая конференция. В 2019 и 2020 гг. в  районной методической конференции было выделено направление «Применение современных методов и технологий обучения для формирования функциональной грамотности». В 2020 году была представлена 21 работа, из  числа этих работ 2 практики, размещенные в РАОП  (МГ и ЕНГ) были отнесены к начальному уровню.

 

  1. РАОП Количество практик в 2020 г. по направлениям

В 2020 году в РАОП были представлены 33 практики, на 8 больше чем в прошлом году.   Участие приняли  отдел образования школы, ДДТ,  6 детских садов.

Из 33 практик техническую экспертизу прошли 27 – 82%, в прошлом году – 72%.     Из общего числа было представлено 23 педагогические практики, 6 управленческих, 4 методические.

Детские сад представили  только педагогические практики.

В РАОП вошли 6  педагогических, 3 управленческие,  1 методическая практика- 30%,  в 2019 году – 20%.

По результатам содержательной   экспертизы

установлен начальный уровень      5  практикам:

Отдел образования,  Тубинская СОШ,  Восточенская   СОШ (2: ЕНГ и МГ),  Лебяженская СОШ.

 

Установлен продвинутый уровень  двум практикам: Отдел образования и

Тубинская СОШ

 

Претендуют на высший уровень  3 практики:  Краснотуранская СОШ,

Беллыкская СОШ,  Белоярская ООШ

 

В 2020 году практики были представлены по 12 направлениям из 18.

 

  1. Прохождение курсов повышения квалификации

В условиях реализации новых стандартов  в рамках  национального проекта «Учитель будущего» ставится задача  включения педагогов в процесс непрерывного образования.

В 2018—2020 годах курсы по разным видам грамотности прошли 44

педагога.  Это не очень высокий показатель

 

  1. Обучение на треках в ЦНППМ. Количество по направлениям.

В 2020 году отделом образования заключено Соглашение с  ЦНППМ на обучение  27 педагогов. Также   учитель начальных классов прошел обучение по программе подготовки супервизоров.

 

 

 


Скачать: Модель методического сопровождения Краснотуранский район

Скачать: Ресурсная карта 

Скачать: Программа муниципального этапа педмарафона в Краснотуранском районе

Создание сайтов — www.msonline.ru